Условия, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

ПРИЛОЖЕНИЕ №3
к Правилам дорожного движения,
утвержденный Постановлением КМ РУз
от 24.12.2015 г. №370

УСЛОВИЯ,
при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

1. Тормозные системы
2. Рулевое управление
3. Внешние световые приборы
4. Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла
5. Колеса и шины
6. Двигатель
7. Прочие элементы конструкции

1. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Изменена конструкция тормозных систем, не соответствующая требованиям предприятия-изготовителя, применены тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели транспортного средства.

1.2. Нормативы эффективности торможения рабочей тормозной системы не соответствуют установленным требованиям Общего технического регламента «О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации» утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июля 2012 г. N 191.

1.3. Нарушена герметичность гидравлического тормозного привода.

1.4. Нарушение герметичности пневматического или пневмогидравлического тормозного привода вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе более чем на 0,05 МПа за 30 мин. при свободном положении органов управления тормозной системой или за 15 мин. при включенных органах управления. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.

1.5. Не работает манометр пневматического или пневмогидравлического тормозного привода.

1.6. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:
автотранспортных средств с полной нагрузкой на уклоне не менее 16%;
категорий М не менее 25%, для категорий N не менее 31%.
Примечание:
При испытании стояночной тормозной системы двигатель должен быть отключен от трансмиссии.

2. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний автотранспортного средства не должен превышать следующих значений:

Категория

транспортного средства 

Допустимое значение

люфта в градусах не более

М1 100
М2, М3, N1 200
N2, N3 250

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер на мотоциклах.

2.4. В рулевом управлении установлены детали со следами остаточной деформации трещин и другими дефектами, а также применены детали и рабочие жидкости, не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя.

3. ВНЕШНИЕ СВЕТОВЫЕ ПРИБОРЫ

3.1. Количество, тип, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
На легковых автомобилях, снятых с производства, допускается установка внешних световых приборов от автомобилей других марок и моделей.

3.2. Нарушена регулировка фар.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

3.4. На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

3.5. Установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не соответствуют установленным требованиям.

3.6. На транспортном средстве установлены:
спереди — противотуманные фары с огнями любого цвета, кроме белого или желтого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, а световозвращающие приспособления — любого цвета, кроме белого;
сзади — фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного номерного знака с огнями любого цвета, кроме белого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, световозвращающие приспособления — любого цвета, кроме красного;
сбоку — световые приборы с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, световозвращающие приспособления — любого цвета, кроме желтого или оранжевого.

4. СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ И СТЕКЛООМЫВАТЕЛИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

4.1. Не работают в установленном режиме стеклоочистители.

4.2. Не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.

5. КОЛЕСА И ШИНЫ

5.1. Шины имеют остаточную высоту рисунка протектора для автотранспортных средств категорий N2, N3, О3, О4 менее 1,0 мм;
для автотранспортных средств категорий М1, N1, О1, О2 менее 1,6 мм;
для автотранспортных средств категорий М2, М3 менее 2,0 мм;
для мотоциклов и мопедов (скутеров, квадрациклов) менее 0,8 мм.

Примечание. Для прицепа устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей.

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Между сдвоенными шинами имеются инородные предметы, представляющие опасность.

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.5. На одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с различными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора.

5.6. На передней оси магистральных тягачей бескапотной компоновки категорий N2 и N3 и передней оси автотранспортных средств категории М3 классов II и III установлены шины с восстановленным протектором, а на других осях — шины, восстановленные по второму классу ремонта.

5.7. На передней оси автотранспортных средств категорий М1, М2, М3 класса I, средней и задней осях автотранспортных средств категории М3 классов II и III установлены шины, восстановленные по второму классу ремонта.

5.8. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

6. ДВИГАТЕЛЬ

6.1. Содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность превышают установленные нормы.

6.2. Нарушена герметичность системы питания.

6.3. Нарушена система выпуска отработавших газов.

6.4. Нарушена герметичность системы вентиляции картера.

7. ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКЦИИ

7.1. Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют установленным требованиям, отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства.

7.2. Не работает звуковой сигнал.

7.3. Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

7.4. Светопропускание передних лобовых, боковых и задних стекол на всех транспортных средствах менее 70% (за исключением стекол люков, установленных на крыше автомобиля).

Примечание. На боковых и задних окнах автотранспортных средств категории М3 класса III допускается наличие занавесок, а также жалюзей и шторки на задних стеклах автотранспортных средств категории М1, при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

7.5. Не работают или отсутствуют предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол.

7.6. Неисправно и не опломбировано спидометровое оборудование (исключая транспортные средства, принадлежащие индивидуальным владельцам, мотоциклы и мопеды).

7.7. Отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки и брызговики.

7.8. Установлены не предусмотренные заводом-изготовителем антенна, сирена, рация, звуковые сигналы, световые приборы и другие предметы вне установленных мест, без соответствующего разрешения.

7.9. Неисправны тягово-сцепное или опорно-сцепное устройство тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеется люфт в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

7.10. На транспортных средствах отсутствуют:
категории М2, М3 — молоток для разбивания стекол в чрезвычайной ситуации, медицинская аптечка, огнетушитель (2 шт. — один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй — в пассажирском салоне), знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь), и световозвращающий жилет;
микроавтобусах, автотранспортных средствах категорий М1, N1, N2, N3 и на колесных тракторах — медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь) и световозвращающий жилет;
категорий М3, N2 N3, — противооткатные упоры (не менее двух) соответствующие диаметру колес автотранспортного средства;
категории О, тракторах, гужевых повозках и других самоходных машинах — внешние световозвращатели;
на мотоцикле с боковым прицепом — медицинская аптечка, знак аварийной остановки.

7.11. На двухколесном мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.

7.12. На мотоциклах и мопедах нет предусмотренных конструкцией подножек, поперечных рукояток для пассажира на седле.

7.13. Отсутствуют предусмотренные конструкцией транспортного средства ремни безопасности и подголовники сидений.

7.14. Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке.

7.15. Государственный регистрационный номерной знак транспортного средства или способ его установки не отвечает установленным требованиям.
На транспортном средстве установлены различные предметы и нанесены покрытия, ограничивающие обзорность государственных номерных знаков, препятствующие их правильному восприятию.

7.16. На полуприцепе отсутствует или неисправно опорное устройство, фиксаторы транспортного положения опор, механизмы подъема и опускания опор.

7.17. Не работает держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса. Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом.

7.18. Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств.

7.19. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

7.20. На наружной поверхности транспортных средств нанесены различные изображения не соответствующие законодательству и отрицательно влияющие на безопасность движения. Нанесена реклама на стеклах (кроме люка) транспортного средства.
Применена комбинированная окраска кузова (кабины), не предусмотренная предприятием-изготовителем (за исключением специальных транспортных средств).

7.21. Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих установленным требованиям.

7.22. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГСБДД.
Разрешается устанавливать на транспортные буфера, молдинги, покрытия, дисковые колпаки и др. средства других модификаций.
В настоящем приложении приведены следующие классификации автотранспортных средств, определенные Общим техническим регламентом о безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 июля 2012 г. N 191:
Категория М — механические автотранспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, в том числе:
категория М1: автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более восьми мест для сидения.
категория М2: автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
категория М3: автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Автотранспортные средства категорий М2 и М3 относятся к:
а) одному или более из трех классов (I, II, III);
б) одному из двух классов (А, В).
Класс I — автотранспортные средства, в конструкции которых предусмотрены места для стоящих пассажиров с целью свободного передвижения пассажиров по салону.
Класс II — автотранспортные средства, конструкции которых в основном предназначены для перевозки сидящих пассажиров и в которых предусматриваются перевозка стоящих пассажиров, находящихся в проходах и/или местах, не выходящих за пределы пространства, отведенного для двух сдвоенных сидений.
Класс III — автотранспортные средства, конструкция которых предназначена исключительно для перевозки сидящих пассажиров.
Класс А — автотранспортные средства, предназначенные для перевозки стоящих пассажиров; транспортные средства этого класса оборудованы сиденьями и в них предусмотрена перевозка стоящих пассажиров.
Класс В — автотранспортные средства, не предназначенные для перевозки стоящих пассажиров.
Микроавтобусы: автотранспортные средства класса В, предназначенные для перевозки пассажиров, вместимостью не более 16 сидящих пассажиров, исключая водителя.
Категория N1 — автотранспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
Категория N2 — автотранспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т.
Категория N3 — автотранспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т.
Категория О — прицепы (включая полуприцепы):
Категория О1: прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т.
Категория О2: прицепы, максимальная масса которых превышает 0,75 т, но не более 3,5 т.
Категория О3: прицепы, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не более 10 т.
Категория О4: прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.